Медиасообщество просит кабмин отозвать законопроект «О Кыргызской телерадиовещательной корпорации»
Медиасообщество Кыргызстана просит Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики, кабинет министров Кыргызской Республики отозвать направленный в министерства и ведомства законопроект «О Кыргызской телерадиовещательной корпорации».
Основанием для такого заявления послужило то обстоятельство, что установленные демократические принципы в действующем законе полностью сводятся на нет. Указанные проблемы в справке-обосновании к проекту закона никак не решаются содержанием самого проекта закона.
Так, проектом закона предлагается исключить статус «общественного телеканала».
Согласно ч. 1 ст. 4 проекта закона предлагается статус национального государственного учреждения.
Отмечаем, что важным аспектом международных стандартов по регулированию телерадиовещания является установление принципов функционирования общественного телерадиовещания. ЮНЕСКО неоднократно подчеркивала необходимость в плюрализме и независимости общественного вещания. В Софийской декларации, принятой в 1997 году, ЮНЕСКО выразила следующее устремление:
«Принадлежащие государству органы вещания следует реформировать в первоочередном порядке и предоставить им статус открытых общественных учреждений, пользующихся журналистской и издательской независимостью».
На эти обстоятельства было обращено внимание Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Рекомендации№1641 (2004), в Совместной декларации о социокультурном многообразии в телерадиовещании, принятой в 2007 году специальными представителями 17 международных организаций по свободе выражения мнения и других международных документах.
В 2014 году Кыргызской Республике по ходатайству Жогорку Кенеша от 2011 года был придан статус «Партнер в укреплении демократии» при Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). В своем письме спикер Парламента Кыргызстана Асылбек Жээнбеков в соответствии с требованиями, установленными в Статье 61.2 Регламента (Правил процедуры), заявил, что Кыргызская Республика разделяет ценности Совета Европы, которые основаны на плюрализме и гендерном равенстве, а также на паритетной демократии, верховенстве права и соблюдении прав человека и основных свобод.
Результатом получение данного статуса является увеличение помощи Кыргызстану в области демократических реформ как со стороны ЕС, так со стороны международных организаций.
Ходатайство Жогорку Кенеша о придании Кыргызстану данного статуса свидетельствует не только о политическом обязательстве, взятом на себя Жогорку Кенешем в вопросе совершенствования демократии, обеспечения верховенства права и полного соблюдения прав человека и основных свобод, но и в целом о готовности учиться на европейском опыте, а также использовать стандарты Совета Европы как ориентиры в поступательном движении вперед.
Таким образом, международные стандарты, к достижению которых Кыргызская Республика взяла на себя обязательство, устанавливают необходимость функционирования общественных телеканалов. Проектом же закона, предлагается возвратиться к прежним нормам законодательства, которые были в начале 90-годов и существовали до 2010 года.
Обращаем внимание, что проектом закона предлагается исключить наблюдательный совет телеканала.
В действующем законе наблюдательный совет является органом управления корпорации.
Согласно действующему закону Совет должен обеспечивать публичность и прозрачность деятельности Корпорации, устраивать регулярные встречи, консультации с общественностью и учитывать предложения представителей граждан по этническому, гендерному, возрастному, профессиональному, культурному и религиозному принципу в целях наилучшего выражения общественных интересов.
При этом, совет обладает довольно широкими полномочиямипо утверждению учредительных документов, редакционной политики, контроля финансово-хозяйственной деятельности, привлечения экспертов, избрание руководителя телеканала.
Наблюдательный совет формируется на 4 года за счет квот Президента, Жогорку Кенеша и гражданского общества. Исключение наблюдательного совета влечет за собой исключение института общественного контроля деятельности телеканала.
Проектом закона предлагается Генерального директора назначать Президентом по представлению уполномоченного государственного органа.
В действующем законе данная должность избирается Наблюдательным советом. Объявляется конкурс на замещение вакантной должности, устанавливаются квалификационные требования, проводится анализ поданных документов, проводятся собеседования, отдельное голосование по кандидатурам. Тем самым также предоставляется равный доступ для всех кандидатов на замещение вакантной должности. Члены наблюдательного совета открыты общественности в вопросах избрания руководителя телеканала путем предоставления информации СМИ.
При назначаемости должности отсутствует открытость, доступ к информации о кандидате, его способностях. Отсутствует возможность обеспечить принцип права на равный доступ на замещение должности. Также неясно каким образом Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики может направлять Президенту представление на кандидата для замещения должности руководителя, поскольку телеканал не является структурным подразделением министерства. При этом, такой механизм назначения определяет дальнейшую работу всего телеканала, а именно зависимость от министерства и других государственных органов.
Описываемые проблемы в справки-обоснования к проекту закона не находят свое решение в содержании самого проекта закона. Так, в описательной части справки-обоснования основными проблемами указана несоответствующая система финансирования ОТРК. В справке-обосновании прописывается, что, как и любое государственное учреждение, КТРК финансируется из республиканского бюджета, по одним и тем же принципам наряду с министерствами и ведомствами.
Жесткое постатейное регулирование, секвестирование бюджета, финансирование прочих статей по остаточному принципу, отсутствие средств на приобретение контента, устаревшая система оплаты труда и гонораров - усложняет эффективное ведение деятельности корпорации. Однако предусмотренный механизм финансирования КТРК в проекте закона остался прежним – за счет республиканского бюджета без установления каких-либо гарантий финансирования.
Соответственно, изменение закона в этой части не достигает решение проблем, указанных в справке-обосновании.
И хотя на сегодняшний день ОТРК так и не стал де-факто общественным, это больше говорит об отсутствии политической воли руководства страны, продолжающего вмешиваться в редакционную политику телеканала.
Именно поэтому в действующий закон об ОТРК нужны поправки, обеспечивающие защиту от политической предвзятости и соответствующее финансирование для гарантии независимости общественного вещателя. В исследовании Европейского вещательного союза (2016), говорится, что в странах, где есть популярные, хорошо финансируемые общественные вещатели, наблюдается меньше правого экстремизма, коррупции и больше свободы прессы. Именно хорошо финансируемый и сильный общественный телеканал является показателем здоровья демократии, а не легитимация неограниченного политического вмешательства в редакционную политику вещающего на всю страну телеканала в ущерб общественному интересу граждан на получение достоверной информации о происходящем в государстве.
Институт общественного вещания критически необходим нашей стране, нашей молодой демократии, чтобы в обществе был плюрализм голосов и мнений. Общественный вещатель — это такой же неотъемлемый атрибут демократии, как регулярные выборы и разделение властей, независимый суд, запрет цензуры и неприкосновенность собственности.
В связи с вышеизложенным, медиасообщество считает необходимым отозвать направленный в министерства и ведомства законопроект «О Кыргызской телерадиовещательной корпорации».
"Our party will support Pedro Sanchez for presidency in Socialist International", - Temirlan Sultanbekov
Популярные
Важные
Выбранная дата: